"Научи свое сердце добру"

Дата публикации: 13.11.18

Автор:
Морозова Галина Николаевна учитель истории, МБОУ"Криушинская СОШ", Нижегородская обл,Вознесенский р-он,с.Криуша

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Криушинская средняя общеобразовательная школа

НАУЧИСВОЕ СЕРДЦЕ ДОБРУ

методическая разработка

урока благотворительности,

6класс

подготовила

учитель истории Морозова Г.Н

с.Криуша

2018г

Одной из личностных ценностей человека, является ценность добра. Она означает направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности-любви.

Игра-путешествие « НАУЧИ СВОЕ СЕРДЦЕ ДОБРУ»

Цель:способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Задачи:

  • Расширить представления обучающихся о добре и доброте с позиции нравственного смысла, раскрыть понятия «благотворительность»,«меценат»;
  • Развивать исследовательские навыки, творческие способности обучающихся;
  • Развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией,
  1. Познакомить с идеями и историей благотворительности и меценатства вРоссии, в Самарской губернии, городе Тольятти;

используя современные технические средства;

Планируемые результаты учебной деятельности

Предметные:

-формирование на базе имеющейся информации правильногопредставления о благотворительности, благотворительной деятельности, благотворителях, меценатах, ознакомление обучающихся с формами благотворительности и ее значении в жизни общества в разные исторические периоды человеческого общества;

-совершенствование техники работы на компьютере, с использованием основных устройств компьютера для ввода, обработки информации;

- проектированиеинформационного изделия, используя дизайн создания документа под руководством учителя, соблюдая критерии оценивания презентации, распределение роли в группе для совместной работы в документе, оформление коллективного продукта совместной деятельности.

Личностные учебные действия:

- осознаниеобучающимися необходимостиделать добрые делабескорыстно, на пользу

другим, формирование убежденности в том, что благотворительность важна во все времена;

-формированиегражданской идентичности в форме осозна­ния «Я» как гражданина Рос­сии, чувства со­причастности и гордости за свою малуюродину, народ и историю страны.

Регулятивные учебные действия:

- умениеорганизовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).

Познавательные учебные действия:

- выделение необходимойинформации, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевыхвысказыванийв устной форме, моделирование, построение цепилогических рассуждений;

-развитие рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные учебные действия:

-планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановкавопросов, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ИКТ-компетентности

-овладение простейшими способами поиска информации по ключевым словам;

-нахождениеглавного в собранной информации;

-знакомство с созданием Google-презентаций,представлениесвоейработы в форме презентации;

-осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы).

Используемые методы:

словесные (диалог, беседа), игра, исследовательский метод, метод проектов, метод презентации.

Формы работы: сетевое взаимодействие, коллективная, индивидуальная и групповая работа.

Методические комментарии:

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС, предполагает активность обучающегося— знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается самостоятельная работа обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.

Современные школьники неплохо ориентируются в интернете, проявляют огромный интерес к использованию технических средств обучения.

Совместное сетевое взаимодействие дает возможность учителю формировать не только ИКТ-компетентность обучающегося, но и универсальные учебные действия, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Оборудование: компьютер,интерактивная доска, мультимедийный проектор, сервисы- Google, электроннаяпрезентация-Google, музыкальные записи:песня «Дорогою Добра» (из к/ф "Маленькй Мук", Энтина Ю., Минкова М.), музыка Флярковского А. «Будьте добры»; плакат с изображением яркого солнца со словами В.Гюго « Во внутреннем мире человека доброта – это солнце», толковые словари Ожегова С.И., портретымеценатов и благотворителей, таблички с пословицами и поговорками о доброте, набор слов, обозначающих качества характера, которыми должен обладать благотворитель (для игрового задания «Прикрепи лучики к солнцу»), у каждого ребёнка «волшебный клубочек» для продолжения путешествия.

Методические комментарии:

Урок благотворительности проводится в форме познавательной игры-путешествия. Готовясь к игре, дети делятся на группы, получают маршрутные листы в виде задания для групп. Путешествовать поостановкамдоброты помогают «волшебные клубочки». На остановке ребята выполняют заданияи прикрепляют лучики к солнцу.

Игра-путешествие «Дорогой доброты»проводится на классном часе,подготовительнаяработа проходит на внеурочных занятиях клуба «Юные патриоты».

v Подготовительная работа к игре

Обучающиеся выполняют задания согласно плану работы: знакомятся с правилами игры; осуществляютпоиск информации,подбор фактов, примеров по теме; заполняют совместную Google-презентацию (блог «Почемучки»);взаимодействуютс учителем при возникновении вопросов;обсуждаютполученныерезультаты работы в группе; разрабатывают мини-проекты благотворительности и готовятся к защите; продумывают план представления результатов работы.

v Проведение игры-путешествия «Дорогой доброты»

Используется презентация совместно составленная учителем и группами детей: «Искорки» (слайд 7 и 11), «Огоньки» (слайд 8 и 12),«Светлячки» (слайд 9 и 13).

Остановки игры:

1.Литературная поляна

2.Владения мудрой совы

3.Островок важных слов

4.Реки истории

5.Долина творчества

v Подведение итогов

Обучающиеся; заполняют «Бланк взаимооценки» (Блог «Почемучки») и «Бланк самооценки» на занятиях клуба «Юные патриоты»,«Бланкрефлексии» на уроке,при подведении итогов работы.

Ход урока

I этап урока.«Вводный»

1. Организационный момент

2. Создание благоприятного эмоционального настроя и постановка целей урока

1) Вступительное слово учителя:

(Звучит запись песни «Дорогою Добра»из к/ф "Маленькй Мук", Энтин Ю., Минков М.)

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Как стало светло вокруг от ваших улыбок!Вспомнитевседобрые слова и прошепчитеихдруг другу.

(Представляется пара учащихся, вспомнивших наибольшее количество слов).

-Подумайте и закрасьте «светофорики» настроения:если радостное настроение-жёлтым цветом,грустное-серым цветом. (Показ «светофориков»).

2) Игровое задание

Методические комментарии:

Для того, чтобы попасть на новую остановку игры, дети каждый развыполняют игровое действие: три раза подбрасывают вверх свой «волшебный клубочек» и шепчут слова: «Наш клубочек, не спеши, верный путь нам укажи».

На доске размещено изображение солнца (пока без лучей), символизирующее человека, занимающегося благотворительностью. На протяжении всей игры дети, выполнив задание,прикрепляют к солнцу луч. В конце путешествия солнышко собираетвсе лучики, перевернув лучи, дети прочитают качества характера, которыми обладает благотворитель.

Слайд 3

-Мир неповторим, разнообразен и красив. Мы с вами частичка этого мира и от нас зависит, каким он будет: солнечным теплым или пасмурным и холодным. А без чего мир не может существовать, погибнут растения, птицы и все то, что нас окружает и радует?

Ответ детей – «Солнце».

-Перед нами круг, но нет лучей. Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди-лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет символом добра, тепла и дружбы в нашем путешествии.

-Устраивайтесь поудобнее, начинаем увлекательную и познавательную игру-путешествие «Дорогой доброты». (Показ карты).

- Как выдумаете, какие цели мы поставим перед собой,отправляясь путешествовать «Дорогой доброты»?(Ответы детей).

-Сегодня выясним, какими качествами должен обладать добрый человек, способный оказать помощь нуждающимся; поговорим о благородных поступках людей; узнаемисторию благотворительности;будем учиться строить взаимоотношения с окружающими по «законам добра». А награда, которая нас ждет – лучики для нашего солнышка. Давайте сделаем так, чтобы на нашей земле оно засияло ярко! (На протяжении всей игры дети, выполнив задание,прикрепляют к солнцу лучик).

-Давайте с вамивозьмём «волшебные клубочки» и прошепчем слова: «Наш клубочек, не спеши, верный путь нам укажи».

II этап урока.«Основной»

Слайд 4

1.Остановка «Литературная поляна»

- Сегодня, ребята, хочу познакомить вас с вашим сверстником, скромным, молчаливым, добрым мальчиком Семой Пичугиным, героем рассказа Е.Пермяка. Послушайте…

1) Учитель читаетрассказ Е. Пермяка«Пичугин мост».

2) Анализ произведения.

-Ребята, каквы думаете,почемумосты менялись, аназваниеоставалось неизменным - «Пичугин»?

- О чём мечтали друзьяСемы?

- Какой мостик сделал Сёма?

- Для кого мальчик сделал мост?

- Каким былСёма?

(Ответы детей)

- Иногда, видя, как кто-то совершаетплохой поступок, мы часто восклицаем: «Да, есть лиу негосердце?!» Сердце есть у каждого. Но какое оно? Сёма добрый, отзывчивый, трудолюбивый, сердечный. В его сердцеживёт доброта, благородство, заботао других. Как бы вы назвали такого человека?

(Ответы детей)

-Такого человека можно назвать благотворителем.

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 5

2. Владения мудрой совы

Учитель:

-Ребята, очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?

(Ответы детей).

Игра «Доскажи словечко»

Пословицы закрыты с помощью шторы на интерактивной доске, учитель читает начало, а дети хором произносят конец, далее пословица открывается для проверки и т. д.

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Кто добро творит, того бог отблагодарит.
  • Добрые умирают, да дела их живут.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Делай другим добро - будешь и сам без беды.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • За добрые дела добром платят.

- Сравните пословицы, чем они похожи?(Ответы детей)

-В пословицах выражена мудрость народа и мыль о том, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот вам за это награда – лучик солнца, прикрепите его к солнышку.

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 6

3.Островок важных слов

Методические комментарии:

На данном этапе целесообразно провести словарную работу с использованием

толковых словарейОжегова С.И.. Работая в паре, дети самостоятельно находят вариант соединения слова и его значения, затем проверяют ответ по словарю.

- Ребята! На нашем пути препятствие-нам встретились незнакомые слова.Что же они обозначают? Подумайте в парах и соедините в таблице слово сего значением. Если нужно, то проверьте себя по толковому словарю.

Слова

Значения слов

1.

Акция-

богатый покровитель наук и искусств, материальноих поддерживающий (чаще всего,безвозмездно).

2.

Благотворительность-

сострадательность, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся. Деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и оказание помощи монастырям, церквям, приютам.

3.

Меценат-

любовь к родине.

4.

Милосердие-

оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

5.

Патриотизм-

действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Ответ: в словаре Ожегова С.И. даются следующие определения:

Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Благотворительность-оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

Меценат-богатый покровитель наук и искусств, материальноих поддерживающий (чаще всего,безвозмездно).

Милосердие – сострадательность, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся. Деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и оказание помощи монастырям, церквям, приютам.

Патриотизм-любовь к родине.

- Молодцы, препятствие преодолели, теперь всё ясно и понятно. Прикрепляем к солнышку лучик и продолжаем путешествие.

Слайд 7

4. Реки истории

Методическиекомментарии:

Презентация сопровождается выступлениями заранее подготовленных учеников. Группы представляют подготовленные сообщения по теме: группа «Искорки»-«Историческая справка о благотворительности в России», группа «Огоньки»-«Из истории развития благотворительности в Самарской губернии», группа «Светлячки»-«Благотворительность в моём городе».От каждой группы могут выступить 2-3 человека. Остальные учащиеся внимательно заслушивают выступления, после проводят взаимооценку работы групп, заполнив бланк в блоге «Почемучки» по следующим критериям: содержание рассказа, соответствие картинки теме,грамотность, оформление слайда.

1) Историческая справка о благотворительности в России

-Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю и её началомпринято считать 988 год – дату Крещения Руси.При всех монастырях раздавали еду, милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых, приюты, школы для сирот, библиотеки. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия.

-Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выделял суммы на выкуп русичей из плена.

-Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов, императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность, а в 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель».

-Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдёновы и другие. Головкин К.П., наш земляк, один из таких благотворителей.

-Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Однако в годы Великой Отечественной войны для обороны страны было собрано 200 миллионов рублей.

-7 июня 1995 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Минутка отдыха (движения под музыку)

Слайд 9

3)Благотворительность в моём городе.

Наш немолодой город Нижний Новгород вырос в удивительно красивом месте, на берегу великой русской реки Волги.Живописны её берега, славна и богата история старого Нижнего, достойными преемниками его традиций по праву гордимся мы сегодня. Одной из таких традиций была традиция оказания помощи нуждающимся

Благотворительная деятельность Анисимова В. вне конкуренции: с 2005 года им было осуществлено множество проектов в поддержку культурного наследия области. Иэто ещё не всё! Многое воплощено в жизнь, но много еще предстоит сделать. Ведь меценат - это состояние души. Меценат - это звучит гордо, и это звание нужно оправдывать беспрерывно.

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 10

5. Долина творчества

-Ребята, а какиедобрые дела вы можете делать, чтобы помочь другим?

Дети представляют мини-проекты «Твори добро!»

Методическиекомментарии

Во время подготовительнойработы дети получают задания по группам:

  • Подумайте и ответьте на вопросы:
  • Представьте,что вы-различные благотворительные организации.
  1. Кому может быть нужна наша помощь,кому не хватает вашей доброты и участия?
  2. Чем вы можем помочь другим людям?
  3. Что вы сделаете доброго в первую очередь?
  4. Какие добрые дела уже сделаны?

1.Придумайтеназвание и эмблему организации.

2. Разработайте мини-проекты благотворительныхакций, которые могли бы

реально осуществить.

3. Подготовиться к презентации мини-проектов, представить свою работу.

Несмотря на деление класса на 3 группы, на практикев каждой акцииучаствуют и представители всех групп детей, принимают участие в мероприятиях и родители обучающихся.

Слайд 11

  • Группа «Искорки»
  • Группа «Огоньки»
  • Группа «Светлячки»

Благотворительная организация«Память»

Акция «Спасибо Вам за жизнь»

Цель: милосердное отношение к защитникам Отечества: ветеранам Великой Отечественной войны, участникам современных военных конфликтов, военнослужащим; гордость за героические страницы прошлого, сохранение памяти о подвигах защитников.

Выступление учащегося:

-Чтобы быть милосердным, не обязательно иметь капитал. Проявлять это качество можно, просто бескорыстно даря добро и тепло другим людям, особенно если речь идёт о тех, кто, пережив все ужасы и лишения Великой Отечественнойвойны, выстоял сам и подарил жизнь последующим поколениям. К сожалению, время неумолимо, и с каждым годом остаётся всё меньше свидетелей тех страшных и трагических событий. Тем важнее успеть сказать им слова благодарности, оценитьтот подвиг, который они совершили, а самое главное – сохранить эту память навечно, бережно передавая от поколения поколению.

Наш вклад в дело благотворительности:

1.Организовать шефство над ветеранами Великой Отечественной войны

2. Готовить концерты и поздравление для ветеранов Великой Отечественной войны ко всем знаменательнымдатам.

3. Ко дню защитника Отечества собрать посылку солдатам: изготовленные сувенирные подарки, канцтовары, письма военнослужащим и отправить в воинскую часть.

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 12

Благотворительная организация«Солнышко»

Акция «Капельки радости»

Цель: проявление чувства милосердия, доброты при общении со сверстниками из детских домов; оказание посильной помощи детям, воспитывающимся в учреждениях для детей-сирот

Выступление учащегося:

- Рядом с нами живут дети, которыенуждаются в помощи. Дети-сироты они ничьи. У них нет мамы, которая стеной оградит от враждебного мира. За них некому заступиться и сами за себя постоять они тоже не могут, они-маленькие.Все они нуждаются в доброте, помощи.Наше государство заботится о них. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. Имы не должны быть равнодушны к беде ближнего.Милосердие-это наше дело.

Наш вклад в дело благотворительности:

1.Посетить дом -интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и показать для ребят концертную программу «Разноцветная радуга»; организовать игру «Конвертики счастья».

(Готовятся конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисуют свой автопортрет и подписываются. В готовые разноцветные конверты ребята кладут записки, забавные открыточки, конфетки, наклейки, рисунки. Конвертики дарят детям. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать. Игра увлекает всех).

2.Собрать передачу для детского дома: книги,игрушки, развивающие игры,одежда, канцелярскиетовары; диски с музыкой, кинофильмами и анимацией.

(Родители оказывают материальную помощью детям-сиротам покупкой памперсов и лекарств).

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 13

Благотворительная организация«Друзья»

Акция «Поможем живой природе»

Цель: охрана окружающей среды и бережному отношению к живой природе.

Выступление учащегося:

-Живая природа – это удивительный, сложный, интересный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира.

Ажизнь на Земле, по мнению учёных, может существовать при одном условии: если земная поверхность постоянно будет покрыта зеленой растительностью. Мы знаем, что растительный мир возник первым на нашей планете, и только с его деятельностью развилось все разнообразие живых организмов.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Но часто природе угрожает опасность и над этим надо задуматься людям.

Например, подсчитано, что значительное количество птиц гибнет от бескормицы в непогоду во время перелетов, а остающиеся у нас на зиму оседлые виды гибнут во время сильных морозов и снегопадов из-за нехватки кормов. Подкормка птиц зимой может сократить их убыль. Всех этих птиц можно спасти, подкармливая их. Привыкнув к вашему участку зимой, они останутся весной на гнездование.

А как страшно смотреть в глаза бездомной собаке или кошке! Их глаза просят о помощи, в них надежда. Брошенные животные ни в чем не виноваты, ведь их жизнь зависит от нас: хороших или плохих хозяев. Тревожную картину сегодня наблюдаем на улицах города: там всё больше бродячих животных.Некоторыежители простовыбросилина улицу своихкогда-то любимых домашних питомцев.

Наш вклад в дело благотворительности:

1.Совместно с родителями изготовить более 60 кормушек,20 скворечников, которые разместить на деревьях и кустарниках, растущих на территории образовательного учреждения, в парках, скверах, лесных массивах, около домов.

2.Организовать КТД «Моя клумба» (посадка цветов на созданных клумбах в школьном дворе и в микрорайоне).

3.Принимать участие в мероприятиях по улучшению экологического состояния школьного двора.

4.Расклеить агитплакаты с призывом не терять своих домашних питомцев.

5. Пригласить на классный час работников приюта для бездомных животных города Тольятти.

6. Собрать и отправить для бездомных животных приюта сухой корм, сухари и крупы, старые вещи, коврики для подстилок, газеты и средств по уходу за животными.

7. Принять участие во Всероссийской акции «Весенняя неделя добра».

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 14

7. Завершение игрового задания «Прикрепи лучики к солнцу»

-Ребята! В течение урока вы думали над вопросом: какими качествами должен обладать человек, способный оказать помощь нуждающимся. Теперь, когда солнышко засияло ярко, прочтём хором эти слова, обозначающие качества характера. (Учитель переворачивает листочки с лучами солнца, дети читают слова: доброта, милосердие, человечность, внимание, сострадание, благородство, патриотизм, уважение, велико­душие, миролюбие).

-А каких слов, обозначающих качества характера благотворителя,здесь не может быть?

(Бессердечность, вспыльчивость, злорадство, эгоизм, хвастовство, грубость,скупость, ложь, зависть).

-Благотворитель-это человек, обладающий богатым внутренним миром.

-На наших лучиках написаны те качества, которыми должны обладать добрые, щедрые люди, способные помочь нуждающимся. Так значит ребята, если люди обладают этими качествами, то мир становится солнечным и прекрасным. И чтобы вы не забыли об этом, я каждому из вас подарю маленькое солнышко – частичку нашего большого солнца, как символ добра, любви и красоты, которое вы унесете с собой.

Вручение подарков детям (Звучит музыка Флярковского А. «Будьте добры»).

III этап урока.«Итоговый»

1.Подведение итогов.Рефлексия.

Методические комментарии

Рефлексия – это деятельность человека, когда он осмысливает свою проделанную работу, испытанные во время работы чувства и переживания, думает над тем, доволен он или не доволен результатом.

Дети заполняют «Бланк рефлексии», который будет храниться в личном портфолио,закрашивают облачко настроения, чувств и переживаний.

- Вот и закончилась игра-путешествие «Дорогой доброты». Дети, вы-наши солнышки, и, чтобы мы гордились вами - будьте добры,дарите любовь друг другу, тепло, помощь,не обижайте друг друга и умейте прощать обиды. Я благодарю всех за теплый, доверительный разговор, за добрые слова, умные мысли, за творческое отношение к работе.

III. Используемая литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа / [составитель Савинов Е.С.]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли.Пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. - М.: Просвещение, 2010. -152 с.
  3. Классные часы: Авт. – сост. Максимова Т.Н. – М.: ВАКО, 2008.
  4. Едидович Л.В. «Гражданин Самары Константин Павлович Головкин: Летопись жизни». – Самара, 2007.
  5. Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии.– Самара: Самарский Дом печати, 1993.
  6. Тутубалина Н.В.. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2000.
  7. Большая Российская Энциклопедия. М, Научное издательство «БРЭ», 2005 г
  8. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 (Электронная универсальная энциклопедия).

Ресурсы сети Интернет:

1. Коллективное сетевое взаимодействие:

https://sites.google.com/site/itactivity2012/p3_1

2. Разработкапроекта:

http://educate.intel.com/ru/ProjectDesign/Design/

  • Федеральный Государственный Образовательный стандарт:
  • Меценаты Нижегородской области

http://standart.edu.ru/

http://tlttoday.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=47&pop=1&page=0&Itemid=1

Скачать публикацию Скачали: 55 раз(а)
Скачать диплом