Героическая связь времён

Дата публикации: 09.11.18

Автор:
Вильгаук Галина Васильевна учитель, МОУ "Подовинновская СОШ", с.Подовинное, Октябрьский район,Челябинская область

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Подовинновская средняя общеобразовательная школа»

Номинация: «Классные часы о Великой Отечественной войне»

ГЕРОИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН

Автор: Вильгаук Галина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Подовинное, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная запискастр. 3

2.Цели и задачистр. 4

3. Ожидаемые результатыстр. 54. Условия подготовкистр. 5

5.Сценарий мероприятияна тему:

«Героическая связь времён» стр. 6

6.Рефлексиястр. 14

7.Список литературы и источниковстр.16

8.Приложениястр.17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Современному обществу нужно, чтобы школьник старался стать социально активным, учился соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавал свои обязанности перед обществом и страной.Проблема патриотического воспитания школьников на лучших традициях культурного наследия Россииактуальна как никогда.Методическая разработка на тему: «Героическая связь времён» посвящена изучению национального наследия патриотической направленности,а также изучениюкраеведческих материалов, где представлены героические страницы подвигов наших односельчан. Светлое имя Пушкин – это олицетворенное воплощение духовности. Легендарная жизнь, бессмертное творчество поэта учат неколебимой чести, благородству, смелости и патриотизму.Для нас война – история… Героические страницы Великой Отечественной войнывписаны нашими земляками – это наши родные и близкие,наши односельчане …. Это была священная война.Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость, труд! А. С. Пушкин стал одним из самых соединяющих имен нашей культуры; он как никтодругой, соединен и с собственным временем и с всевременностью, сращивая историю Родины, историю души и множества судеб, объединяя нас убедительно и надежно.В работе над методической разработкой использованы литературные источники:

- статья Д. А. Волкогонова об исторических событиях Отечественной войны 1812 года.

- глава «Войны 19 века» в книге «Судьбы казацкие» А. В. Апрелкова, Л. А. Попова, описывает историю участия Оренбургского казачьего войска в войне 1812года.

- «Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина» представляет подробнейшую хронологию 1812 года, хронологию жизни Лицея;

- «Друзья, Вам сердце оставляю…» - хронологическое повествование о жизни поэта в южной ссылке, о его дружбе с теми, кто защищал Отечество в 1812 году – будущими декабристами;

- поэтические произведения А. С. Пушкина, написанные им в разные годы и посвященные героическим событиям Отечественной войны 1812 года;

- другиепроизведения русских писателей и поэтов о Пушкине, о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, о нашем времени;

- Книга Памяти участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.,подготовленная и изданная Государственным комитетом по делам архивов Челябинской области. Здесь имена воинов - южноуральцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны или вернувшихся с Победой домой внесены в 24 тт. ;

-энциклопедия А.П.Моисеева [составитель] «Победа века» Челябинская область в Великой Отечественнойвойне ;

-книги А.К. Кухтурского «Под крылом журавля» и С.В. Потрашкова «Боевые награды СССР и Германии…», где представлена информация о боевом пути фронтовиков, об участии населения района в боевых действиях красной армии, подробное описание статута наград, которыми награждали фронтовиков.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1.Познакомить с героями России разных исторических эпох.

2.Формировать духовно-нравственные и патриотические чувства через

обращение к истории Отечества., к памяти о Великой Отечественной войне

1941-1945г.г.,осуществляя воспитание детей на основе изучения истории своей

семьи и своей страны.

3. Формировать представление о том, что всем людям на Земле нужен мир.

4. Развивать и воспитывать эмоционально-чувственную сферу школьников:

позитивные эмоции и чувства любви и гордости,самовыражения и

сопричастностикславной истории Родины.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

имеют знания о легендарном прошлом нашей Родины;

знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную

тематику;

-владеют расширенным словарным запасом;

имеют представление о памятных местах, связанных с героической историей

России.

имеют представление о земляках-героях, о героях своей семьи;

правильное отношение к войне «Худой мир лучше доброй ссоры»;

толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости

за свой народ.

УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ:

  • Руководитель придумывает тему, содержание, формы, условия мероприятия.
  • Составляет сценарий мероприятия патриотической направленности.
  • С правилами, содержанием, условиями руководитель знакомит всех участников.
  • Детально продумывает содержание каждого этапа.
  • Подготовка участников 5-8классов (внешний вид, спокойствие, уверенность, активность, выразительное чтение стихов А.С.Пушкина).
  • Место проведения: Мемориальная Комната Воинской Славы.
  • Оформление помещения: постоянные стенды с портретами фронтовиков;Стенд Воинской Славы, альбомы, рисунки и плакаты,нарисованные школьниками; копии архивных документов – личные карточки и наградные листы красноармейцев; словник на тему «Военная лексика» - приложение1; песни военных лет. выставка произведений Пушкина и о Пушкине; в центре большой портрет Пушкина, нарисованный местным художник.

СЦЕНАРИЙМЕРОПРИЯТИЯ «ГЕРОИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН»

«…клянусь честью, что ни за что на свете я

не хотел бы переменить Отечество, или иметь

другую историю, кроме истории наших предков,

такой, какой нам Бог её дал».

А.С.Пушкин( из письма к Чаадаеву П.Я.)

УЧИТЕЛЬ: 205лет прошло со времени Отечественной войны1812года. Самоотверженность, мужество и героизм, проявленные народом Великой России в борьбе с захватчиками, сегоднявызываютвосхищениеи чувство национальной гордости. СЛАЙД 2(презентация Героическая связь времён).

ВЕДУЩИЙ 1: И когда решался вопрос быть или не быть России русский народ решил его с честью и достоинством. Москву сдают неприятелю с тем, чтобы восстановить боеспособность армии и выбить французов за пределы Отечества. СЛАЙД 3 (презентация Героическая связь времён).Первым, кто обратился к Кутузову с просьбой послать его в тыл противника с небольшим отрядом, был подполковник гусарского полка поэт Денис Васильевич Давыдов. СЛАЙД 4 (презентация Героическая связь времён).

ВЕДУЩИЙ 2: Вместе со всей Россией наши земляки - Оренбургское казачье войско изыскивало резервы для отпора врагу. Отсюда шли к линии фронта войсковые части, двигались обозы. Сыны Южного Урала достойно сражались с захватчиками, они были отмечены «за храбрость и неустрашимость» в сражениях. Лучшим казачьим корпусом генерала М.И.Платова в плен «взяты 10 французских генералов, 1000 офицеров, 38572 солдата».В старинных казачьих семьях помнят своих предков, защищавших Москву и бравших Париж, гордятся ими. Шашка казака Челябинской станицы Симеона Маркевича экспонируется в Бородинском музее. Казаки награждались Георгиевским крестом, медалью «За взятие Парижа». СЛАЙД 5 (презентация Героическая связь времён).

ВЕДУЩИЙ 1:.А.С. Пушкин - современник великих событий, он пытливо вглядывается в происходящее. Многие свои строки и строфы Пушкин напоил, по его собственному выражению, «Славою двенадцатого года». Этот год застал юного Пушкина в Лицее. Как и его товарищи, он с волнением следил за событиями войны. На публичном экзамене в Лицее Пушкин читает стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Уже тогда подростком он увидел силу русских прежде всего в патриотическом чувстве народа:

Восстал и стар, и млад; летят на дерзновенных

Сердца их мщеньем зажжены.

ВЕДУЩИЙ 2: Поэта- лицеиста волновали легенды об отважном поэте- партизане СЛАЙД 6 (презентация Героическая связь времён).Денисе Васильевиче Давыдове:


Тебе певцу, тебе, герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне .



Пушкин гордится славными победами 1812 г. (Звучит песня в исполнении автора А.Смысловского «Марш героев 1812г.» )Высоко ценит боевой дух, патриотизм и самоотверженность защитников Отечества. Среди других героев выделяет СЛАЙД 7,8 ( презентация Героическая связь времён) военачальника Барклая- де- Толли :

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой,

Все в жертву ты принес земле чужой.

ВЕДУЩИЙ 1: Как мудрого полководца воспевает СЛАЙД 9( презентация Героическая связь времён) А.Пушкин Кутузова - человека, тесно связанного с народом и армией. «Перед гробницею святой стою с поникшей головой»1831г.:


Когда народной веры глас

Воззвал святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал - и спас.

Греми, восторгов общий глас!


«Бородинская годовщина»1831 г.


ВЕДУЩИЙ 2: Поэт оглядывается на прошлое, вспоминает события давно минувших дней, эти воспоминания всегда с ним, живут в нём, в человеке смелом и благородном, горячо любящим свой народ и его историю:

<…>Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались,

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать…

Шел мимо нас.

«Была пора: наш праздник молодой»1836 г.

Звучит песня: «Вставай , страна огромная».

Учитель:Мы с вами родились и выросли в мирное время, мы никогда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек. Для нас война – история. И, может быть, поэтому мы абсолютно спокойно говорим о событиях Великой Отечественной войны, они далеки от нас…И чтобы вы в полной мере смогли ощутить, что такое Великая Отечественная война, какой она была, мы предлагаем сегодняшнюю нашу беседу посвятить Героям Великой Победы. Эта победа есть продолжение славной исторической победы русского народа в войне с французскими захватчиками.

Силу духа защитники Отечества крепили поэзией А.Пушкина, поэта - патриота и современника далёких славных побед. СЛАЙД 10 (презентация Героическая связь времён)

ВЕДУЩИЙ 3: Отступая, фашисты заложили в ограде Святогорского монастыря более 4000 мин. Они намеревались взорвать и могилу поэта, но не успели совершить это злодеяние. СЛАЙД 11 (презентация Героическая связь времён)

ВЕДУЩИЙ 4: Война разрушала и уничтожала наши святыни, нашу культуру. Но русский народ силой духа крепил великую победу и возрождался из пепла. Участники Великой Отечественной войны - достойные сыны Отечества. Их имена известны. СЛАЙД 12 (презентация Героическая связь времён).

ВЕДУЩИЙ 3: СЛАЙД 4 (презентация Герои Войны), Звание Героя Советского Союза с вручением ордена В.И.Ленина было присвоено ст.сержанту Неатбакову Х.А. Неатбаков (Неотбаков) Хамит Ахметович – санитарный инструктор 520-го стрелкового полка 167-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта, старший сержант. Родился в 1904 году в деревне Карбаны ныне Ярковского района Тюменской области в крестьянской семье. Татарин. Окончил начальную школу, работал в родном селе. С 1937г жил в селе Теренкуль Октябрьского района Челябинской области. Работал бухгалтером колхоза. В Красной Армии с 1942 года. В действующей армии с июля 1942 года. В одном из боёв за село Ефросимовка Курской области гитлеровцы подожгли дом, где размещался медико-санитарный батальон 167-й стрелковой дивизии, и где находились тяжелораненые.

ВЕДУЩИЙ 4: СЛАЙД 12 (презентация Патриотическое воспитание) Х.А. Неатбаков бесстрашно бросился в горящее здание, вынес из него 65 раненых и вывез их в укрытие. Санинструктор 520-го стрелкового полка (167-я стрелковая дивизия, 38-я армия, Воронежский фронт), старший сержант Хамит Неатбаков под сильным огнём противника 3 – 4 октября 1943 года эвакуировал с правого

берега Днепра восемьдесят шесть раненых, а всего за период с 1 августа по 14 октября 1943 года вынес с поля боя 104 раненых с оружием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Неатбакову Хамиту Ахметовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2261).

Звучит песня : Р.Гамзатов, я. Френкель «Журавли».

ВЕДУЩИЙ 3: Но не суждено было отважному санинструктору встретить долгожданный День Победы. Старшина медицинской службы Неатбаков Х.А. пал смертью храбрых в Карпатах 23 сентября 1944 года.Он похоронен в польском населённом пункте Санок Краковского воеводства. В Тюмени его именем названа улица, на которой установлена аннотационная доска.

ВЕДУЩИЙ 4: СЛАЙД 14 (презентация Патриотическое воспитание ) Гв. капитан Ниязов С.Г. 1908г.р. «31 марта 1944года шёл бой за деревню. Белица Чаусского района Могилёвской области. В 8час.30мин. противник численностью 60человек с двумя танкамипредпринял контратаку. В ближайшей от контратакующего врага траншее находилось всего 9 бойцов во главе с тов. Ниязовым... Контратака была отбита.На поле боя осталось 20 трупов немецких солдат и офицеров», награждён орденом Отечественной войны 3-ей степени [Электронная публикация] //По материалам сайта https pamjat- naroda /ru29.08.2015.

ВЕДУЩИЙ 3: «В боях при прорыве немецкой обороны 24.06.44 г. у населённого пункта Лужки, Рогачевского района, Гомельской области, товарищ Ниязов С.Г. правильно и умело командуя ротой, повёл её на рубеж атаки, затем, стремительным броском он достиг траншей противника, первым ворвалсяв них и противотанковой гранатой уничтожил пулемётную точку, обеспечив быстрое продвижение всей роты… он лично убил 5 солдат противника. Достоин правительственной награды ордена «Красное знамя». Приказ от 27 июня 1944г. [Электронная публикация] //По материалам сайтаhttps pamjat- naroda /ru23.012016.

ВЕДУЩИЙ 4: Юмадилов Михаил (Муллахмат) Усманович. «… тов. Юмадилов проявил доблесть и мужество. На подступах города Золотоноша СЛАЙД 25 (презентация Патриотическое воспитание ) разбил противотанковой гранатой повозку с военным грузом. 25 обозных солдат уничтожил. В неравном бою в городе Золотоноша против 4 гитлеровцев, где уничтожил 3 немцев, одного взял в плен. Геройски сражаясь и на правом берегу Днепра в отражении неоднократных контратак противника, где истребил, подпуская на близкое расстояние4 гитлеровцев. 5-го октября 1943 г. Вечером, обнаружив на левом фланге пулеметное гнездо противника, подполз по яру на близкое расстояние и уничтожил гранатомёт. … достоин правительственной награды ордена «Красной звезды».[Электронная публикация] //По материалам сайтаhttps pamjat- naroda /ru08.09.2015.

ВЕДУЩИЙ 3:«… Он стойко и выдержанно действовал при наступлении со своим отделением в населенном пункте. Юмадилов лично сам уничтожил 9 немцев и захватил 2 немецких мотоцикла с деловыми документами. Юмадилов как командир в бою не знает страха перед врагом»…Награждён орденом"Славы."11.44г.[Электронная публикация] //По материалам сайта https pamjat- naroda /ru12.11.2015.

ВЕДУЩИЙ 4: СЛАЙД 18 (презентация По совести исполнили долг) Орденами и медалями награжден танкист Швецов М.С. Воткраткое изложениебоевых заслуг и подвигов: «В боях за г. Торн тов. Швецов, работая радистом обеспечил бесперебойную связь с ротами. При наступлении он был 4 раза ранен и не покидал поле боя. Обеспечил бесперебойной связью роту, которая благодаря этого имела несколько успехов в бою». Достоин правительственной награды орд. «Красная звезда»22.02.45г.

ВЕДУЩИЙ 3: «Радист-стрелоктанка-34 ,83 танковой бригады 2 танковой Армии 1-Белорусского фронта Швецов М.С. при наступлении на город Торн попал под миномётный огонь 23января 1945 г., был тяжело ранен осколком мины».…За пролитую кровь при защите Родины от немецко-фашистских захватчиков М.С.Швецов достоин награждения медалью «За боевые заслуги».12 августа 1946г.

ВЕДУЩИЙ 4: «Тов. Леонидов, работая во 2-м танковом батальоне в должности радистатанка т-34,при отражении атаки противника в районе дер.

Закрент 04.08.1944г. проявил отвагу и мужество в борьбе с немецкими захватчиками. В этом бою он в составе экипажа уничтожил 1 танк типа «Тигр» и до 20 солдат и офицеров противника. Достоин правительственной награды - медали «За отвагу». На личном счетебойца 5 автомашин ,1 танк типа «Тигр»,20 солдат и 2 офицера противника. СЛАЙД 32 (презентация ШАГ НАВСТРЕЧУ ПАМЯТИ).

ВЕДУЩИЙ 3: Леонидов М.Е.в наступательных боевых операциях батальона с 15 по 20 января 1945 года, действуя в разведке головной походной заставы бригады в составе экипажа, захватил 5 автомашин с военным имуществом и уничтожил 20 солдат и 2 офицеров противника. Достоин правительственной награды орден «Красная звезда». [Электронная публикация] //По материалам сайтаhttps pamjat- naroda /ru01.10.2015.

ВЕДУЩИЙ 4: СЛАЙД 3 (презентация ГЕРОИ ВОЙНЫ) Матюхин Иван Петрович – командир мотострелкового отделения 27-й отдельной гвардейской танковой бригады (7-я гвардейская армия, 2-й Украинский фронт), гвардии старшина.

С 1938 года жил и работал штурвальным зерноуборочного комбайна в совхозе «Подовинное» Каракульского района Челябинской области.

В октябре 1941 года был призван в Красную Армию Каракульским районным военнным комиссариатом. С августа 1942 года воевал под Сталинградом в составе 109-го гвардейского стрелкового полка 37-й гвардейской стрелковой дивизии. За

мужество, проявленное в боях, гвардии ефрейтор Матюхин был награжден медалью «За отвагу».

ВЕДУЩИЙ 3: В начале января 1943 года бригада пополнилась танками Т-34 из танковой колонны «Челябинский колхозник». Боевые машины были построены на средства, собранные жителями Челябинской области.

Всоставе своей бригады участвовал в боях на Курской дуге, форсировании реки Днепр, разгроме Корсунь-Шевченковской группировки врага, освобождении Южной Украины. Был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.

ВЕДУЩИЙ 4: 20 марта 1944 года в бою под городом Могилёв-Подольский (Винницкая область, Украина) в районе посёлка Садового с отделением оружейным огнем и гранатами уничтожил 37 солдат и офицера противника.

Приказом по войскам 7-й гвардейской армии от 9 мая 1944 года гвардии младший сержант Матюхин Иван Петрович награжден орденом Славы 3-й степени.

3 октября 1944 года в бою за село Турень. Приказом по войскам 7-й гвардейской армии от 12 декабря 1944 года гвардии старшина Матюхин Иван Петрович награжден орденом Славы 2-й степени.

ВЕДУЩИЙ 3: 15 апреля 1945 года в бою за населенный пункт в рукопашной схватке Матюхин лично уничтожил 4 гитлеровцев, а затем из пулемета с трофейного бронетранспортера скосил еще несколько фашистов. За это был представлен к награждению орденом Славы 1-й степени.На завершающем этапе Великой Отечественной войны гвардии старшинаМатюхин Иван Петровичнагражден орденом Славы 1-й степени. Стал полным кавалером ордена Славы. СЛАЙД25 (презентацияШАГ НАВСТРЕЧУ ПАМЯТИ).

ВЕДУЩИЙ 4:Он награжден также орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Славы 3-х степеней, медалями, в том числе «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За освоение целинных земель».

УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД читая донесения о потерях противника, содержание наградных листов установлены фактические потери врага: убито гитлеровских солдат-341,взяты в плен -38 ; уничтожено 18 пулемётов, 11 автомашин, 2 мотоцикла, сбиты 2 самолёта,1 танк типа «тигр» , 1гранатомёт, 3 миномёта, 4 батареи, 2 орудия, 8 пушек, а также уничтожены материальные ценности и документы врага. Освобождены и вынесены с поля боя 262 красноармейца, восстановлены 9 автомобилей и 11орудий.

ВЕДУЩИЙ 3: СЛАЙД 34 (презентация Патриотическое воспитание ) Вклад наших земляков в Победу отмечен многочисленными наградами: орденами«В.И.Ленина», «А.Невского», «Красного Знамени»,«Отечественной войны1 и 2 степени», «Красной Звезды».

ВЕДУЩИЙ 4: медалями –«За отвагу» ,«За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За оборону советского Заполярья», «За оборону Сталинграда, «За освобождение Ленинграда», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

УЧИТЕЛЬ: Всем известно, что одним из способов увековечить память о героях и событиях являются памятники. Слово «памятник» образовалось от слова «память». Вот, что написал о памяти очень мудрый человек, академик Д.С.Лихачев: «Память противостоит уничтожающей силе времени». Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)Память народа обязана хранить историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовыхкрасноармейцев, сержантов и офицеров, принимавших участие в той далекой войне. Эта работа будет продолжена, так как очень важно установитьиувековечить имя каждого солдата, не уронившего чести и достоинства при исполнии воинского долга.

Звучат военно-патриотические песни: (детям предлагается выполнить задание)

РЕФЛЕКСИЯ

Что мы знаем о Великой отечественной войне?5б класс

10.05.2017

1. Великанов Михаил: « Я знаю, что Россия победила фашистов. Немцев уничтожили красноармейцы.. Дедушка у меня воевал.

2. Филяев Дима: «Много людей погибло».

3. Иванова Лена: « Я знаю то, какие трудные были времена, все погибали и пропадалибез вести, но есть и те немногие, кто выжил».

4. Зайнулин Влад: «Я знаю, что более 20 миллионов людей погибло и пропало без вести. Голод. Жестокая война. Она началась в 1941г. и закончилась в 1945 году 9 мая – это ДеньПОБЕДЫ».

5. Зинин Леша: «Я знаю, что на войну уходили солдаты, многие не вернулись. Война началась в 1941г. Красноармейцывоевали с фашистами, многие дошли до Берлина. Многие солдаты не вернулись, и их родственники не зналиничего о них. Забирали на фронт прямо с работы».

6. Кадникова Василика: «Я знаю, что люди умирали, люди ждали,когда приедут с войны солдаты».

7. Геккель Дима: «Я знаю, как воевали на войне».

8. Федоровская Даша: «Война началась без объявления 22 июня в 1941 году. Фашистская Германия напала на нас. Многие солдаты не вернулись домой».

9. Ротенбергер Саша: « Война началась в 1941 и закончилась в 1945 гг. Туда уходили старшие и младшие. На войне погибло очень много людей. Наши солдаты прошли почти через всю странудо Берлина.

10. Новоселов Артем: «Я знаю, что это была жестокая война, многие люди погибли, а многие возвратились и были награждены».

11. Кадникова Лаида: «Я знаю, что война началась в 1941 22 июня в 4 часа утра. Война началась без объявления. Погибло много людей и солдат. Война закончилась в 1945 году. Длилась 4 года».

12. Мак Соня: «Я знаю, что война началась внезапно (1941-1945 гг.) На нас напали фашисты. Я знаю, что на войну ушло много молодых людей, а вернулись очень мало. Было много потерь. На войне был мой прадедушка Томас, он воевал за русских и дошел до Берлина, у него были ранения в ногу, но много я о нем не знаю».

13.Якупова Алена: Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей 27 миллионов сынов и дочерей потеряла наша Родина в этой битве.

15.Литвинов Никита: Русские во все времена были настоящими героями, потому что очень любили родину. История хранит имена героев. Нам тоже нужно сохранить о них память.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:

1.А. В. Апрелков, Л. А. Попов Судьбы казацкие [Текст] Челябинск: 2002 год. 244с.

2.С.С.Гейченко У Лукоморья [Текст] Л.: 1973 год. 146с.

3.П.А.Жилин Бородино 1812 [Текст] М.: «Мысль»,1989 год.380с.

4. Книга Памяти участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://bd-chelarhiv.eps74.ru/kniga_vov.aspx5. А.К. КухтурскийПод крылом журавля [Текст],ОАО «Еманжелинская городская типография», 2007год. 282с.6. М.Е.Леонидов Особое задание [Текст].Челябинск: « Взгляд» 2009 год. 306с.7. А.С.Мельников Друзья, Вам сердце оставляю[Текст], М.: «Олма-Пресс»,1999 год.138с.8. А.П.Моисеев [составитель]Победа века. Челябинская область в Великой Отечественнойвойне [Текст]. г. Челябинск: «УралLTD » , 2000 год. 276с.9. А.П. Моисеев Челябинцы на фронтах Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] // Энциклопедия Челябинск. - Режим доступа:http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=442010. А.С.Пушкин Сочинения т.2.М.: «Вече»,1999 год.316с.11.С.В. Потрашков Боевые награды СССР и Германии Второй мировой войны.Ордена,медали и нагрудные знаки [Текст]. г. Белгород, 2012год. 396с. 12. М.А. ЦявловскийЛетопись жизни и творчества [Текст] т.1 М. : «Мысль» 1999 год.412с.13. https pamjat- naroda /ruсайт «Память народа». 14..https podvignaroda.mil.ru сайт «Подвиг народа».

Приложение1

СЛОВНИК

«Военная лексика в наградных листах периода Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.»


Бой, - 1. Вооруженное столкновение воюющих сторон; битва, сражение.
Доблесть ,- 1. Геройство, храбрость, отвага.
Мужество,- 1. Спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.
Противотанковая Артиллерия ,- вид наземной артиллерии для поражения танков и других бронированных целей.
Граната, - 1. Разрывной снаряд для поражения живой силы и техники противника.
Солдат, - 1. Рядовой военнослужащий сухопутных войск.
Гитлеровец, – 1. Солдат или офицер немецко-фашистской армии периода гитлеризма.
Сражаться, - 1. Участвовать в сражении, схватке.
Контратака, - 1. Встречная атака с целью отбить атаку противника.
Противник ,- 1. Тот, кто относится враждебно или отрицательно к кому-л., чему-л.; враг.
Фланг,- 1. Правая или левая сторона шеренги или боевого расположения войск, обращенных к фронту.
Гранатомёт, - Оружие для стрельбы бронебойными или осколочными гранатами.
Подвиг, - 1. Важное по своему значению деяние.
Боец, - 1. Участник боя, сражения; воин.
Пулемётчик, - Стрелок из пулемета.

Гвардейский, - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.:
Дивизия ,- 1. Войсковое соединение из нескольких полков или бригад.
Пуля ,- Снаряд для стрельбы из ручного огнестрельного оружия или пулемета, составляющий головную часть боевого патрона.
Инвалид,- Человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-нибудь аномалии, ранения, увечья, болезни.
Кровь,- Обращающаяся в кровеносной системе красная жидкость (жидкая ткань), обеспечивающая питание и обмен веществ всех клеток.
Боеприпасы, - Составная часть вооружения (снаряды, мины, патроны, боевые части ракет, торпед и т.п.).
Отвага, - Бесстрашие, храбрость, смелость.
Ранить, - 1. Наносить рану.
Орден, - Особый знак отличия за военные или гражданские заслуги.
Связист, - Работник связи.
Заслуга, - Дело, поступок и т.п., достойные уважения.
Оборона, - 1. Процесс действия по знач. глаг.: оборонять,
Огонь ,- 1. Раскаленные светящиеся газы, выделяющиеся при горении; пламя.
Награда, - 1. Вознаграждение за какие-л. заслуги, отличия.
Рота ,- 1. Войсковое подразделение, входящее в состав батальона или другой более крупной войсковой единицы.
Воин, - Боец, военнослужащий.
Автоматчик, - 1. Боец, вооруженный автоматом.
Схватка ,- 1. Столкновение в бою, в борьбе, в драке.
Армия, - 1. Совокупность вооруженных сил государства.
Плен, - 1. Состояние зависимости, неволи, в которое попадает человек, захваченный во время войны противником.
Уничтожение, - Процесс

Скачать публикацию Скачали: 48 раз(а)
Скачать диплом